Подробнее
В современном мире высшее образование необходимо для успешного трудоустройства и последующего карьерного роста. Владимирский институт бизнеса в 2011 году предоставляет возможность получить высшее образование по направлениям бакалавриата, которые дают не только систематизированные базовые знания, но и необходимый набор профессиональных понятий, фактических знаний и практических навыков. Прием ведется по 3 наиболее востребованным экономическим направлениям: «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика».
Профессиональная подготовка по программам второго высшего образования проводится на базе высшего образования, в том числе бакалавриата и предполагает перезачет ряда дисциплин, что позволяет значительно сократить срок обучения. Владимирский институт бизнеса предлагает обучение по 3 основным экономическим направлениям бакалавриата: «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика». Программы второго высшего образования Института ориентированы на получение качественных знаний, сочетающих как теоретические основы, так и технологии практического ведения бизнеса.
Аспирантура является одной из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.
Цель обучения в аспирантуре – повышение уровня образования, научной и педагогической квалификации выпускников высших учебных заведений. Задача обучения в аспирантуре – подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в системе российского (в том числе регионального) образования.
В институте бизнеса аспирантура открыта при кафедре экономической теории и кафедре менеджмента и маркетинга.
Владимирский институт бизнеса предоставляет большие возможности для получения дополнительного профессионального образования – это повышение квалификации, профессиональная переподготовка, а так же семинары, тренинги и мастер-классы.
Профессиональная переподготовка представляет собой дополнительное профессиональное образование в виде обучения лиц, уже имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование по одной специальности. Данная форма обучения разработана Минобразованием РФ в качестве удобного, недорогого и быстрого способа получить второе образование и освоить новую специальность. Действительно, профессиональную переподготовку можно сравнить с получением второго высшего образования, но происходит это быстрее за счет более четкого ограничения тематики предметов, входящих в курс специализации.
Владимирский институт бизнеса активно внедряет дистанционные образовательные технологии в учебный процесс заочной формы обучения по программам высшего образования.
В учебном семестре все виды занятий, включая экзамены и зачеты, осуществляются в удаленном доступе, через ИНТЕРНЕТ, исключение составляют только производственная практика, государственные экзамены и защита диплома.
Сегодня дистанционное обучение ведется на территориях Владимирской, Московской, Рязанской, Ивановской, Ярославской областей. География учебного процесса с применением дистанционных технологий постоянно расширяется.
Дистанционное образование актуально если Вы:
- хотите получить прикладное образование в сфере управления и экономики;
- совмещаете работу и учебу;
- территориально находитесь далеко от вуза;
- по состоянию здоровья не можете воспользоваться традиционными формами обучения.
Всё о поступлении в ВИБ
Дистанционное образование
Дополнительное образование
III Международный молодежный научный форум «Россия: перспективы роста»
Форум института

Фадейчева Г.В. Российская модернизация в контексте общественной потребности развития

Фадейчева Г.В.
Зав. кафедрой Экономической теории

 

Провозглашенный руководством страны курс на всестороннюю модернизацию России предполагает   решение целого комплекса социо -хозяйственных проблем и осмысление вектора эволюционного развития современного российского общества.

В самом общем виде модернизацию можно рассматривать как обновление, реформирование, перестройку, перестроение, развитие. Каждое из перечисленных понятий можно в определенных рамках использовать как синоним понятия модернизации на различных этапах истории российского хозяйства. Кроме того, модернизацию можно рассматривать в разных аспектах:

  • с точки зрения системы производительных сил;
  • с точки зрения системы экономических отношений; 
  • с точки зрения институциональных преобразований;
  • с точки зрения формирования общественной потребности развития.

Модернизацию можно рассматривать как процесс обновления (например, техническая модернизация как обновление парка машин и оборудования, научно-технический прогресс как модернизация технологического способа производства).

 Таблица 1

Соотношение различных аспектов модернизации

модернизация

 с точки зрения системы производительных сил

с точки зрения  системы экономических отношений

институциональный аспект

 с точки зрения общественной потребности развития

обновление

техническая модернизация

становление новых экономических отношений как эволюционное, так и революционное

становление новых

институциональных единиц

процесс общественного воспроизводства, ориентированный на хозяйственную эволюцию

реформирование

институциональные преобразования

сознательное воздействие на систему экономических отношений со стороны субъектов регулирования национальной экономики

создание новых институциональных единиц и формирование нового правового поля

реализация общественной потребности развития путем воздействия  на национальную экономику со стороны субъектов макрорегулирования

развитие

НТП, НТР

эволюция системы экономических отношений

эволюция современных институтов

определение вектора хозяйственной эволюции

перестройка

решение проблемы интенсификации

слом старого хозяйственного механизма и системы экономических отношений

моделирование новых экономических форм и процессов

искусственное создание ситуации хозяйственной бифуркации

перестроение

переориентация экономики  с «сырьевой» на «умную»

формирование на основе имеющейся системы экономических отношений новой «умной» экономики 

формирование современных институтов социума и хозяйства

реализации общественной потребности развития как потребности лидерства в современной глобальном мире

 

Модернизация как общественный проект перестроения современного российского хозяйства требует мобилизации всех наличных ресурсов и выявления резервов инновационного развития. Особое значение имеет привлечение научно-интеллектуальных ресурсов, призванных дать объективную характеристику современного состояния российского хозяйства и предложить соответствующие варианты развития.

Мобилизационный потенциал можно использовать альтернативным образом, соответственно возникает актуальная для современной России проблема использования его в качестве основы инновационного развития, а само российское перестроение предстает как выражение общественной потребности развития для  современного российского хозяйства.

Среди наиболее острых проблем, касающихся модернизации современного российского хозяйства отметим проблему субъекта модернизации, поскольку от провозглашения курса на модернизацию необходимо переходить к ее непосредственному осуществлению. Объективно возникает противоречие между общенациональными интересами, которые требуют социо - хозяйственного обновления и экономическими интересами отдельных групп субъектов национальной экономики. Модернизация, направленная по инновационному вектору предполагает:

  • для предпринимательского сектора в целом дополнительные (и при этом весьма значительные) инвестиции,
  • для добывающих отраслей утрату их главенствующего значения (хотя бы формально на первых этапах модернизации);
  • в сфере промышленной политики переориентацию на инновационные  направления (которые еще предстоит создавать) взамен освоенного сырьевого вектора развития;
  • для рынка труда более интенсивное использование рабочей силы во всех секторах экономики (при этом, учитывая сложившуюся ситуацию на современном российском рынке труда, ожидать значительного повышения заработной платы в связи с повышением интенсивности ее использования не приходится);
  • для институтов национальной экономики, связанных с осуществлением программы модернизации усиление давления со стороны субъектов глобальной экономики, отнюдь не заинтересованных в сильной инновационной российской хозяйственной системе, с одной стороны, и необходимость создания реального механизма реализации проекта модернизации, внедрение в общественное сознание идеи модернизации, с другой стороны.

Осуществление модернизации по инновационному вектору требует значительных усилий от всех участников данного процесса и сталкивается с основным, на наш взгляд, противоречием российских реформенных процессов. Это противоречие между общенациональными интересами, отражающимися в общественной потребности развития и инертностью субъектов национального хозяйства, для которых реализация проекта переустройства предполагает изменение в привычных приоритетах, когда на первое место взамен частного (индивидуального, корпоративного, коллективного и т.д.) интереса должен выдвинуться общественный, общенациональный интерес. Модернизация предполагает изменение привычного хозяйственного поведения, экономического уклада жизни всех субъектов национальной экономики, необходимость трудиться более интенсивно и эффективно, чем вызывает определенное субъективное отторжение. Данное противоречие, на наш взгляд, необходимо учитывать при осуществлении проекта современного российского перестроения. Для его снятия требуется осознание подавляющим большинством общества необходимости модернизации, необходимо на государственном уровне четкое видение вектора предполагаемого развития, конкретных механизмов осуществления модернизации и ее последствий для российской социо - хозяйственной системы. Другими словами, необходима консолидация общества с целью реализации общественной потребности развития современного российского хозяйства.

Общественная потребность развития занимает особое место  среди всего многообразия общественных потребностей. Она является фундаментальной общественной потребностью, от степени ее реализации зависит формирование и реализация всей системы общественных потребностей данного хозяйства. Выявление общественной потребности развития предполагает исследование текущего состояния хозяйства, анализ его макроэкономической динамики, основных показателей процесса общественного воспроизводства. Осознание текущего состояния хозяйства, сравнительный анализ данного хозяйства с другими существующими на данный момент формами хозяйства, определение приоритетов общественного развития и соответствующих ему хозяйственных задач и проектирование дальнейшей хозяйственной деятельности общества относится, на наш взгляд,  к различным этапам процесса формирования общественной потребности развития.

Реализация общественной потребности развития предполагает определенную проектную деятельность со стороны   институтов данного общества, т.к. улавливание общественной потребности развития это, в определенной степени, - улавливание различных хозяйственных бифуркаций. По какому вектору в итоге пойдет общественное развитие во многом зависит от степени воздействия институтов данного общества на процесс общественного воспроизводства.

Общественной потребности развития в современном обществе отводится особая, ноосферная функция, связанная с выживанием человеческого сообщества в техногенном, искусственно сотворенном хозяйственном пространстве. Общественную потребность развития в самом общем виде можно определить как проект эволюции хозяйства. Для современных пореформенных обществ исследование общественной потребности развития приобретает особую актуальность, для России реализация общественной потребности развития предполагает воплощение проекта российского перестроения.

Исследование общественной потребности развития как вектора хозяйственной эволюции, на уровне хозяйства как целостной воспроизводящейся системы (на уровне производства вообще) порождает проблему поиска смысла хозяйствования. Общественную потребность развития можно рассматривать и на уровне конкретной социо - хозяйственной системы, тогда основной проблемой становится выявление адекватной модели хозяйственного развития. Для современных пореформенных обществ, и в частности, для российского пореформенного общества, исследование общественной потребности развития приобретает особое значение в связи с поисками модели дальнейшего хозяйственного развития. Общественная потребность развития обладает следующими функциями:

  • проектной;
  • воспроизводственной;
  • организационной
  • ноосферной.

Реализация проектной функции как раз и означает выявление мобилизационного потенциала дальнейшего развития.

 

Литература:

1. Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение: Вторая Международная конференция; Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, экономический факультет; 22-24 апреля 2009 г. Сборник статей: Том 1/ Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. - Издательство, 2009.-500 с.

2. Осипов Ю.М. Российское перестроение как неизбежная актуальность // Философия хозяйства.- 2009. № 5.- С. 7 - 36.

3. Осипов Ю.М. Философия хозяйства. В двух книгах.- М.: Юристъ, 2001.- 624 с.

4. Осипов Ю.М. Эпоха Постмодерна. В тех частях. – М.: ТЕИС, 2004.- 336 с.

5. Постмодерновые реалии России /Под ред. Ю.М.Осипова, М.М. Гузева, Е.С.Зотовой.- М.: Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.- 448 с.

6. Постмодерновый мир и Россия /Под ред. Ю.М.Осипова, О.В.Иншакова, М.М. Гузева, Е.С.Зотовой.- М.; Волгоград, Изд-во Волгоградского государственного университета, 2004,- 676 с.

7. Фадейчева Г.В. Поиск российской экономической доктрины как отражение общественной потребности развития на современном этапе.- В сб.: проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации/ Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.)- М.: научный эксперт, 2008.- С. 1656 -1668.

8. Фадейчева Г.В. Система общественных потребностей и ее макрорегулирование в условиях глобализации.- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.- 167 с.

9. Экономическая теория: истоки и перспективы.- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006.- 999 с.

10. Экономическая теория и трансформационный процесс /Под ред. А.А. Пороховкого. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999.-238 с.

11. Экономический рост и вектор развития современной России/ Под ред. К.А. Хубиева.- М.: экономический факультет Мгу, ТЕИС, 2004.- 726 с.

 

Сведения об авторе:

Фадейчева Галина Всеволодовна

ученая степень: кандидат экономических наук

ученое звание: доцент

E-mail: fadeycheva@mail.ru